Как и обещала расскажу то что знаю о бумаге.
В моём блоге будет пилотный вариант, возможны изменения и дополнения, так что срашивайте если что-то интересно. Готовый текст я планировала разместить на Огурчиках, если конечно Кристина не будет против.
Каждый, кто хоть немного увлекался скрапом знает, что в современном мире существует целая индустрия, производящая специальные материалы. Кроме декоративно-художественной ценности и удобства использования особую ценность им предаёт т.н. "архивность".
Я так до конца не поняла почему используют именно это слово, в рестарации и музейно-архивной практике оно не используют. Есть другие определения - износостойкость, сохранность и т.п.
Возможно такое несоотвествие возникло из-за того, что как раз архивные документы по большей части не создавались для вечного хранения, а уж то, что храниться в музеях и подавно. Классический скрап возник как вариант семейного архива и для изготовления альбомов использовалось то, что было под рукой.
Современные скраповые сокровища наоборот.
Давайте попробуем для себя разобраться сколько тут от рекламы, а сколько реально...
Я всё это пишу не с целью кого-то разоблачить, упаси Боже. Просто как поребителю мне интересно, за что стоит переплачивать, а на что можно смело закрывать глаза.
Про себя скажу, меня очень привлекает декоративное многообразие того что нам предлагают производители, только одного этого с моей точки зрения достаточно. Остальное можно подкорректировать правильным использованием клеящих материалов и хранением.
ПОЧЕМУ СТАРЕЕТ БУМАГА
Ответ на этот вопрос состоит из 2-х частей. Многое зависит от состава бумаги и от условий хранения. Так же немаловажно то. чем на бумаге писали, чем клеили и что лежало рядом.
Это всё можно отнести к условиям хранения.
Сегодня я напишу в основном о составе.
Итак, лист декоративной бумаги состоит из двух материальных частей - носителя (собстенно бумаги) и информационного слоя (текста, декоративного покрытия и т.п.). Эти части отличаются составом материалов и веществ, а следовательно и усточчивостью ко старению.
Совсем немного о просхождении бумаги, вдаваться в подробности не буду, коснуть только того, что касается интересующего нас вопроса.
Человек давно пытался зафиксировать некоторые данные на устойчивом носителе, все знают про наскальные изображения, глиняные таблички и т.п.
Первые прообраз бумаги создали египтяне, это всем известные папирусы.
Практически в тоже время в малой Азии, в г. Пергам получил распрстранение другой материал - пергамент, настолько же дорогой, насколько прочный и долговечный.
В разных регионах для письма пробовали использовать различное растительное сырьё, самые известные варианты- пальмаовые листья (Индия, Индокитай. Вьетнам), береста (др. Новгород).
Самые удачные варианты были найдены на востоке - всклокоченная древесина, шерсть и шёлк.
В 105 г. китайцем Цай Лунем было сделано простое и гениальное изобретение - он разработал способ ручного отлива бумаги из растёртый в воде натуральных волокон. Первоначально в качестве сырья использовали бамбук, рис, шелковицу. Этим способом человечство пользуется до сих пор. Только процесс механизировали. В качестве связующего вещества использовали рисовый крахмал (не помню откуда я это знаю).
Распространение бумаги шло медленно. В Европу она попала только в 12-13 веках.
Т.к. бамбук и рис тут не рос, пришлось искать другие варианты исходного сырья и оно было найдено - бумагу стали делать из тряпья, отслуживших свой срок текстильных изделий, парусов, канатов. Такую бумагу мы до сих пор называем тряпичной.
Сердневковым европейским мастерам мы обязаны ещё такими открытиями как металлическая сетка для отлива (она даёт своеобразный рисунок - верже, а так же возможность творить различные водяные знаки), собственно сами эти водяные знаки (помимо красоты они помогают датировать бумагу), животный (желатиновый) клей, наполнители для уменшения прозрачности бумаги, гидравлический привод для размалывания волокон (волокна стали гораздо мельче, бумага ровнее и тоньше).
Тряпичная бумага очень приятный в использовании и довольно долговечный материал. В основном за счёт использования в ней натурального волокна, биополимера-целлюлозы.
Так же на долговечность благоприятно влиял ручной способ производства, при котором волокна не повреждались. При ручном производстве небыло необходимости в тепловой и химической обрабатке исходного материала, что тоже благоприятно сказывалось на качествах конечного продукта.
Для скрепления волокон между собой использовали живтный клей желатин, который сам по себе является стабилным веществом. А для заполнения свободного пространства между волокнами и снижения прозрачности использовался мел, который не только не давал возможности забиться между волокнами пыли, но и выполнял роль уникального природного стабилизатора. Мел обладает свойствами, позволяющими нейтрализовывать кислоту, попадающую в бумагу из воздуха или вместе с чернилами и одновременно поддерживает влажностный баланс.
Одним из факторов. способствующих сохранности бумаги является правильный кислоно-щелочной баланс. Избыток как одного, так и другого ведёт к укоренному старению. Мел способен веками стественным образом поддрерживать этот баланс. Комфортным для бумаги считается pH - 5-8.
В общем всем была хороша эта бумага, только вот делать её было долго и дорого.
Но человеческий разум не стоит на месте и выход из положения был найден - количество в обмен на качество.
В конце 18-нач 19 века нашли способ удешевить производство, естественно в ущерб качеству:
- животный клей заменили на канифольный, обладающий повышенной кислотностью;
- был найден способ машинного производства бумаги, самыми негативными факторами которого были машинный размол и тепловая обработка, повреждающие волокно.
- в середине 19 века была найдена альтернатива тряпью - бумагу стали вырабатывать из древесины. В сочетании с первыми двумя пунктами это существенно отразилось на качестве.
Вообще середина 19 века, переломный момент в бумажном деле. Для себя я всегда ориентируюсь на 1961 год (дата приметная) - с книгами и документами напечатанным после этой даты надо быть особенно аккуратным.
В этот период бурное развитие общества требовало увеличение количества документов, а следовательно материала, на котором они будут писаться. Тряпичное сырьё (запасы которого, понятно, не безграничны), дорогие природные красители, ручной отлив бумаги и рукописное исполнение тормозили научгый прогресс.
Но, как известно политику рынка определяет потребитель, а потребитель того времени хотел иметь дешёвую, доступную бумагу и простой и быстрый способы нанесения на неё информации. Выход был найден при помощи этого самого научно-технического прогресса.
С 1856 г. бумагу стали делать на основе древесного сырья, с 1879 г. на основе древесной целлюлозы.
В отличии от хлопка и льна, состоящих практически из одной целлюлозы, в древесине его собержиться только около 50 %, остальная доля приходится на лигнин.
Лигнин, это бич бумажной промышшленности, необходимое зло, баласт, от котого ниикуда не деться. Его присутсвие ухудшает качество бумаги. Но и избавление от него, помимо дороговизны процесса, тоже не улучшает состояние волокна. Для удаления лигнина ввели многоэтапное производство, при котором сырьё обабатывается в различных химических средах. А это в свою очередь снижает износостойкость волокна и не способствует длительному хранению.
Для сравнения:
- тряпичная бумага в нормальных условиях хранится 300-500, а то и больше лет
- бумага из древесной целлюлозы - 150-300
- бумага из древесного волокна, "газетная" - 50-100
В последнее время, несмотря на развитие техники в процессе производства бумаги кардинально ничего не изменилось. Появились новые машины, позволившие удешевить и улучшить внешние качества бумаги, значительно расширить её ассортимент. Но на скрытых качествах, влияющих на сохранность это не отразилось.
Собственно пока всё.
Вы наверно заметили, что я ничего не писала о средствах нанесения информации, это отдельная тема, я постараюсь её раскрыть в следующих раз.
Так же планирую рассказать о негативных факторах, влияющих на сохранность бумаги.
(При изложении данного материала огромную помощь мне оказала работа В. Ф. Привалова "Обеспечение сохранности архивных документов на бумажной основе" М., 2002 г)
Комментариев нет:
Отправить комментарий